В Черемхово первым начальником подразделения был назначен
Дмитрий Константинович Дроздов. В ГОВД Дмитрий Константинович пришел в 1953 году
вначале старшим госинспектором, а затем, после создания отделения ГАИ, был
назначен на пост начальника.
Дроздов Дмитрий Константинович
Жизнь Дмитрия Константиновича нельзя назвать легкой.
Родился в Черемховском районе в 1920 году. В 1937 году были арестованы и затем
расстреляны отец и старший брат, мать вскоре умерла, а Дмитрий вместе с
оставшимися братьями и сестрами получил клеймо – «дети врага народа». Рано
оставшись без родителей, он, пятый в семье, смог получить лишь шестилетнее
образование. Надо было зарабатывать на хлеб. В 14 лет он устраивается грузчиком
в автоколонну. Вскоре Дмитрия приняли на постоянную работу трактористом
колесного «Универсала У-2».
В Армию Дмитрия Дроздова призвали в декабре 1941г. в
состав 146 отдельного батальона связи. который был направлен на Восточный фронт.
Годы войны намертво врезались в память. А особенно дни форсирования
высокогорного района Большого Хингана.
В родной город Дмитрий Константинович в звании старшего
сержанта вернулся в конце победного года. Был назначен в только что созданное
Управление лагерей для японских военнопленных. После демобилизации четыре года
работал на руководящих должностях в строительном управлении. Когда ему
предложили возглавить шлакоблочный завод. был очень удивлен и долго отказывался,
считая, что для директорской должности шестилетнего образования недостаточно. Но
«в верхах» настояли и он. наконец, согласился.
В августе 1953 года при Черемховском отделе милиции
создается отделение Госавтоинспекции. По рекомендации горкома партии начальником
нового подразделения Управлением внутренних для Иркутской области был назначен
молодой коммунист Д. Дроздов. Он вспоминает: «Условия работы были тяжелые. Штат
отделения ГАИ в первое время состоял всего из семи человек. Служебного
транспорта не было. Лишь через год получили три мотоцикла. Обслуживать же, кроме
Черемховского, надо было еще два района – Аларский и Голуметский. А это огромная
территория от Ангары до Саян с четвертью миллиона населения и полутора тысячами
грузовых машин в автохозяйствах. Личных автомобилей тогда было мало, но
мотоциклов насчитывалось несколько сотен. В год совершалось более ста
дорожно-транспортных происшествий. Из них два десятка со смертельным исходом».
После назначения на должность Дмитрий Константинович
основные усилия отделения направит на профилактику автодорожных правонарушений.
Много занимался разъяснительной работой. Наладил тесную связь с руководителями
автобаз и крупных гаражей. Во всех укрупненных автохозяйствах были созданы
специальные дружины по контролю за движением транспорта на дорогах. На городской
комиссии еженедельно рассматривались материалы по грубым нарушениям правил
дорожного движения. Виновные лишались водительских прав, штрафовались.
– Помню, в 1956 году в Аларский район прибыла автоколонна
из Ивановской области, – вспоминает ветеран. – С первых же дней начались пьянки
шоферов, аварии. Разовые выезды инспекторов положительных результатов не давали.
Ответственность за срыв уборочных работ легла на работников ГАИ. Согласовав
вопрос с руководством ГОВД, мы выехали на место и изъяли у всех шоферов
водительские удостоверения. Так они и лежали у меня в сейфе, пока не закончилась
уборочная. На местах с шоферами во всех хозяйствах были проведены собрания. В
итоге за весь период уборочной компании в этих хозяйствах не было допущено ни
одной аварии. Аларский район первым закончил страду. Откровенно говоря, за
незаконное изъятие водительских удостоверений я ждал взыскание, а получил
благодарность от руководства райисполкома.
На организации уличного движения отрицательно сказывалось
отсутствие пешеходных переходов, недостаточное количество установленных дорожных
знаков. Городское коммунальное хозяйство, мотивируя недостатком денежных
средств, уходило от решения этих проблем, что нередко приводило к трагическим
последствиям.
Был такой случай: без согласования с ГАИ горкомхоз закрыл
для движения улицу Горького, перегородив ее поперечным железнодорожным рельсом
без ночного освещения. В итоге за одну ночь здесь было поднято четыре трупа.
Погибли три мотоциклиста и пассажир. Пять человек получили тяжелые травмы.
Осадок от происшествий со смертельными исходами остался в
душе на всю жизнь, – продолжает ветеран. – Прошли десятилетия, а вот до сих пор
помню где, какая была авария, кто погиб. Особенно запомнился случай неподалеку
от Парфеново. В кузове грузовика ехали около десяти человек. Среди них были
юноша и девушка в свадебных нарядах. Все держались за кабину, а молодые стояли в
обнимку. На повороте машину занесло и она перевернулась. Когда мы приехали на
место происшествия, то увидели жуткую картину: мертвые молодожены, обнявшись,
лежали придавленными разбитым кузовом машины. Душераздирающий плач и скорбные
лица родственников леденили кровь. Это была страшная трагедия.
С пьяницами за рулем и хамами старший лейтенант Дроздов
вел беспощадную борьбу. Бывало, что при этом он рисковал своим здоровьем и даже
жизнью. Однажды трое шоферов-верзил попытались расправиться с ним. В схватке
победителем вышел офицер милиции, а хулиганы понесли заслуженное наказание.
Подобных случаев было несколько. Один из них привел к
тяжелой травме головы и увольнению из органов внутренних дел по состоянию
здоровья.
После выздоровления Дмитрию Константиновичу было
предложено возглавить автобазу строителей. Директором ее он проработал 15 лет.
Затем 5 лет трудился в комитете народного контроля райкома партии. Находясь на
заслуженном отдыхе, первый начальник ГАИ ведет активный образ жизни. 18 мая 2005
г. Дмитрию Константиновичу исполнилось 85 лет.
– Я не жалею, что был гаишником. Успел сделать многое.
Горжусь тем, что по моим стопам пошли дети. Сын и дочь, окончив учебу в ВУЗах,
работали в Госавтоинспекции нашего города. Позднее сын Сергей был назначен на
должность начальника отделения ГАИ в Нижнеангарске. Специальности автомобилистов
получили и внуки. |